80 лет Великой Победе!

Археологическая катастрофа. Что скрывает клад из разрушенного музея Суджи

Среди ценных экспонатов этой коллекции были восточноевропейские выемчатые эмали II-IV веков. Что представляют собой эти предметы и как они связаны с историей Великого переселения народов? Ответы на эти вопросы дал Олег Радюш, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН.

Олег Радюш подчеркнул, что эмали II-IV веков являются важными артефактами, позволяющими лучше понять культуру и быт народов древности. Эти предметы могут рассказать нам многое о ремесленных традициях, религиозных верованиях и обмене товарами в те времена.

Судьба археологической коллекции после разрушения музея остается загадкой, и важно сохранить историческое наследие для будущих поколений. Разрушение культурных ценностей всегда является непоправимой утратой для человечества, и необходимо предпринимать усилия по сохранению и изучению подобных коллекций.

В Суджанском районе Курской области, который является одним из регионов с наиболее известными поселениями и могильниками раннеславянских культур II–VII веков н.э., археологи провели детальные исследования. Осенью 2023 года в местный краеведческий музей были переданы несколько кладов VII века и сотни археологических находок, включая многочисленные предметы с выемчатыми эмалями, собранные во время изучения региона.

Интересно, что представляют собой выемчатые эмали II-IV века? Это бронзовые ювелирные украшения и небольшие предметы с геометрическими узорами, заполненными яркой цветной эмалью. Эти находки являются важным археологическим материалом для изучения культуры и ремесел ранних славян.

Необходимо отметить, что артефакты с выемчатыми эмалями не только являются предметами украшения, но и отражают мастерство и технологический уровень древних ремесленников. Каждая деталь эмалированного украшения представляет собой уникальное творческое решение и позволяет погрузиться в мир древних ремесленных традиций.

Изучение археологами артефактов, обнаруженных в ходе раскопок на обширной территории от Прибалтики до Крыма и Северного Кавказа, позволяет нам погрузиться в историю ранних славян. Основная часть находок приходится на бассейн Днепра, что свидетельствует о значительном присутствии этой культуры в данном регионе.

Ранние славяне были народом, который не знал стояния на месте. Их миграции, контакты с другими племенами и культурами отразились в разнообразии предметов и украшений, найденных археологами.

Количество и разнообразие предметов с эмалями, обнаруженных вне зоны их происхождения, впечатляют. Начиная с ранних украшений конца II века и заканчивая более поздними изделиями до начала V века, эти находки свидетельствуют о длительном и активном взаимодействии ранних славян с окружающими народами. Проникновение артефактов в Южные регионы, такие как Крым, указывает на широкие связи и обмен культурными ценностями в период с III по V века, подчеркивает Олег Радюш.

Исследования указывают на то, что необходимо пересмотреть представление о миграции ранних славян на территорию Крыма и Кавказа. Скорее всего, это было движение небольших групп и пленных, возможно, участвовавших в походах варваров в III веке.

Но стоит обратить внимание, что экспансия, если она имела место, скорее направлялась на восток в сторону Волги. Здесь формировалась особая общность с раннеславянским колоритом, включая эмали. Ранние славяне прокладывали путь через Хопер, где на границе Воронежской и Саратовской областей образовывались поселения и могильники, богатые эмалями. Возможно, им также было интересно двигаться через Оку, преследуя торговые маршруты и обеспечивая поставки меди и олова, необходимых для производства ювелирных украшений", — поделился ученый.

Исследование распространения предметов с выемчатыми эмалями, согласно утверждениям ученого, является важным свидетельством того, что переселение народов началось не в IV веке, как обычно считается. Это указывает на то, что активное движение народов происходило и ранее, чем предполагалось, и археологические находки играют ключевую роль в понимании этого процесса истории.

Мода ранних славян на выемчатые эмали

Однако, точное место первоначального появления раннеславянских выемчатых эмалей остается загадкой, но, вероятно, оно находилось ближе к западным границам бывшего СССР. Наиболее ранние датированные погребения конца II — начала III веков были обнаружены в Мазурском Поозерье и Литве. Эти находки свидетельствуют о том, что ранние славяне имели свои уникальные технологии и стили в искусстве эмалирования, что открывает новые горизонты для изучения истории этого периода.

Эмали с выемчатым узором, по мнению исследователя Радюша, представляют собой смесь различных культур и искусств разных эпох. Основой для них послужило римское эмальерное искусство I-III веков, но влияние позднекельтского наследия и искусства восточноевропейских культур также заметно. Варвары, в свою очередь, адаптировали и изменяли эти формы, делая их более крупными. Эмалевые вставки в украшениях были разнообразными, от грубых и массивных до настоящих шедевров.

Согласно Радюшу, украшения с эмалью, созданные в период с II по IV века, отражают вкусы и предпочтения элиты раннеславянского общества, которое начало формироваться в II веке на территории Восточной Европы. Эти украшения не только являлись символом статуса и богатства, но и отражали культурное влияние различных народов и эпох, смешивая в себе элементы римского и восточноевропейского искусства. В них можно увидеть уникальное сочетание традиций и техник, что делает их предметом интереса исследователей и ценителей искусства.

Эмали, выемчатые и узорчатые, являются важным артефактом ранних славян. Они несут в себе следы жизни и культуры древних народов, распространенных не только на территории современной России, но и в других регионах, таких как Прибалтика, Эстония, Финляндия и Швеция. Мастерские, где создавались эти эмали, были центрами творчества и мастерства, отражая тем самым разнообразие культур и традиций.

Изучение эмалей позволяет нам ближе понять историю и образ жизни древних славян. Они являются своеобразными "маркерами" времени, периода II-IV веков, когда письменность была редкостью, а история передавалась через материальные объекты. Славянская археология, хоть и бедна вещами, благодаря эмалям, открывает перед нами новые горизонты понимания древних обществ и их культуры.

Эмали - это не просто украшения, это своеобразные "окна" в прошлое, через которые мы можем заглянуть в мир древних славян и узнать больше о их повседневной жизни, обычаях и верованиях. Каждая эмаль - это уникальный рассказ о человеческой деятельности и творчестве, оставленный нам в наследие от предков.

Эмали, обнаруженные в погребениях за пределами территории раннеславянских культур Поднепровья и верхнего Поочья, стали ключевым артефактом для археологов. Они позволили более детально изучить возраст, контекст и взаимосвязи различных племен на пространстве Восточной Европы. Это открытие расширило наше понимание славянской истории и культуры.

Олег Радюш отметил, что раннеславянский погребальный обряд редко включает вещи, поэтому находки эмалей за пределами славянских территорий представляют особый интерес. В Прибалтике, Поволжье, Финляндии эмали попадают в погребения, что указывает на уникальные особенности погребальных обрядов в этих регионах.

Исследования эмалей, найденных в разных местах Восточной Европы, помогают ученым сформировать более полное представление о культурных обменах и взаимодействиях между различными этническими группами. Каждая новая находка приносит новые данные, позволяя расширить наши знания о древних обычаях и традициях.

Исследователи сегодня активно изучают находки с южных памятников, включая курские, белгородские, брянские и орловские эмали. Они создают каталог, в котором уже более шесть тысяч предметов, что позволяет им строить гипотезы и теории относительно раннеславянских племен.

Предметы с эмалями, собранные исследователями, часто встречаются в погребениях и памятниках поздних скифов – оседлого населения, проживавшего в Северном Причерноморье до 3 века н.э. Они также обнаружены в некрополях античных городов, в сарматских погребениях, включая те, что находятся в Подонье, на территории Молдавии, Румынии и Одесской области, а также в погребальных памятниках на Северном Кавказе. Находки с эмалями распространены даже по Волге, достигая почти Астрахани, где также были обнаружены случайные артефакты, и даже до Зауральской Башкирии, отметил Радюш.

В XIX веке на Кавказе было обнаружено множество археологических находок, в основном из разграбленных могильников возле ущельев и дорог. Эти находки, связанные с мужской дружинной культурой, включали в себя такие предметы, как рога для питья. Однако, не все артефакты были обнаружены в таких местах, как погребение с эмалевыми шпорами.

Кочевник с эмалевыми шпорами, найденный в Бахчисарайском районе Крыма на могильнике Скалистое-III, представляет собой одно из наиболее увлекательных археологических находок. Это погребение, принадлежащее богатому воину конца II — начала III веков, содержало в себе меч, узду, античные монеты, разнообразную посуду, включая стеклянный кубок. Несмотря на античный облик воина, его образ дополняли шпоры с эмалью, расположенные у его ног.

Исследование таких археологических находок позволяет нам более глубоко понять жизнь и культуру древних обществ на Кавказе, а также проследить влияние различных культурных традиций и обычаев на формирование и развитие этой региональной истории.

Шпоры, как символ статуса и управления конем, были характерны для западного стиля, но южные кочевники, согласно исследованиям, почти никогда их не использовали. Это свидетельствует о сохранении уникальных этнографических особенностей определенных племенных групп в инокультурной среде. Воин на коне считался более престижным, чем пеший воин, и шпоры были важным атрибутом его образа.

Помимо своего символического значения, шпоры являлись также способом обозначения принадлежности к определенной культурной группе. Они служили не только для внешнего представления, но и для внутреннего признания соотечественников. Этот элемент амуниции был не просто украшением, а своеобразным паспортом в мире воинов.

Важно отметить, что использование шпор имело не только практическую, но и социокультурную значимость. Для определенных культур шпоры были не просто аксессуаром, а своеобразным знаком статуса и принадлежности к определенной группе. В этом контексте отсутствие шпор у южных кочевников могло иметь глубокие культурные и социальные корни.

Женщины из раннеславянских племен, оказывается, играли значительную роль в распространении раннеславянских эмалей на территории Кавказа и Крыма. Необычный маршрут этих украшений вызвал интерес ученых, которые выяснили, что эмали были не просто предметами торговли, а частью костюма отдельных людей, в основном женщин.

"Сложный костюм раннеславянских женщин включал в себя множество деталей, некоторые из которых были украшены эмалями", - отмечают исследователи. Головные уборы с металлическими фрагментами, шейные гривны, венчики, короны, фибулы и другие украшения составляли неотъемлемую часть их образа. На груди женщины крепили бронзовые цепи с колокольчиками для отпугивания духов, а на руках носили браслеты, подвески и прочие украшения.

В древние времена костюмы имели особое значение, несущее в себе историю и культурные традиции. Такой костюм, как отмечает Олег Радюш, является уникальным и маловероятно, что его можно приобрести как обычный сувенир. Возможно, это связано с брачными обрядами, когда женщины переходили в другую культурную среду, но сохраняли элементы костюма своего родного народа. Археологи указывают на то, что сарматские курганы являются ярким примером таких культурных пересечений, где можно наблюдать смешение различных артефактов. Важно понимать, что пути женщин, коней и оружия в древней истории остаются загадочными и неисповедимыми.

Исследование могильников в Крыму выявило интересный факт: редко встречаются несколько предметов с эмалью в одном месте. Обычно это относится к одной вещи, иногда встречаются лишь обломки в более поздних находках. По мнению ученого, эти предметы, хоть и вышедшие из употребления, всё же связаны с контактами последних носителей с раннеславянским населением.

Интересные выводы исследования были опубликованы в журнале "Нижневолжский археологический вестник".

Такие находки позволяют лучше понять взаимодействие различных культур и наследие древних обществ. Эмаль, как материал, может быть ключом к раскрытию тайн прошлого и связей между разными этносами.

Источник и фото - ria.ru