80 лет Великой Победе!

Эксперт оценил перспективы отказа Венгрии и Словакии от российской нефти

Исключительно важно для Венгрии и Словакии сохранить доступ к российской нефти в экономическом плане, поэтому эти страны будут настаивать на получении исключений от санкций Евросоюза, утверждает директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в интервью РИА Новости.

В связи с представлением Еврокомиссией плана полного отказа от российских энергоресурсов, Венгрия и Словакия вынуждены будут разработать национальные стратегии поэтапного отказа от российской нефти к 2027 году. Это вызовет серьезные изменения в их энергетической политике и экономике.

Согласно дорожной карте Евросоюза, страны, продолжающие импортировать нефть из России, должны активно работать над диверсификацией своих источников энергии и развитием альтернативных поставщиков. Это требует серьезных усилий и инвестиций, чтобы обеспечить стабильное энергетическое будущее.

Эксперт по энергетическому рынку Белогорьев подчеркивает, что для венгерской компании MOL отказ от российской нефти и газа является стратегически невыгодным решением. Он отмечает, что это лишит компанию значительного конкурентного преимущества на рынке Восточной и Центральной Европы. Ситуация с поставками энергоносителей из России требует тщательного анализа и взвешенных решений.

Важно понимать, что замена российской нефти и газа требует не только физической замены импорта, но и обеспечения аналогичных ценовых преимуществ для компании MOL. Эксперт отмечает, что десятилетиями Россия обеспечивала выгодные условия для компании, и важно найти альтернативные источники, которые позволят сохранить эти преимущества.

Подчеркивается, что решение о замене российских энергоносителей должно быть основано не только на политических соображениях, но и на экономической выгоде для компании. Необходимо провести детальный анализ рынка и возможных альтернативных поставщиков, чтобы минимизировать потенциальные риски и сохранить конкурентоспособность MOL.

Эксперт подчеркивает, что в течение трех лет возможно создание новых цепочек поставок нефти, сравнимых с российской Urals, например, сортов Basra Heavy, Oman Crude или Dubai Crude. Это особенно актуально, учитывая относительно небольшие объемы: даже с учетом прекращения импорта Чехией, поставки в 2024 году составляли около 260 тысяч баррелей в сутки. Важно разобраться в издержках, включая транспортные расходы и затраты на модернизацию перерабатывающих мощностей.

Следует отметить, что узким местом остается Адриатический нефтепровод - на данный момент единственный альтернативный наземный маршрут поставок, контролируемый хорватской JANAF. Необходимо рассмотреть возможные варианты расширения инфраструктуры и диверсификации маршрутов, чтобы обеспечить надежные и эффективные поставки нефти.

Исследования показывают, что разнообразие и гибкость в выборе источников снабжения нефтью являются ключевыми факторами для обеспечения стабильности рынка и снижения зависимости от конкретных поставщиков. Важно продолжать работу по развитию альтернативных маршрутов и источников снабжения, чтобы обеспечить энергетическую безопасность и устойчивость экономики.

Эксперт объяснил, что как Венгрия, так и Словакия уже сталкивались с повышением транспортных тарифов со стороны компании JANAF без объективных оснований. Он отметил, что в случае усиления зависимости от этой компании, Еврокомиссии придется приложить значительные усилия для регулирования ее монопольной деятельности, что представляется в настоящее время сложной задачей.

Согласно эксперту, существуют планы по созданию трубопроводного транзита через Сербию из румынского порта Констанца или из балтийских портов в Польше или Германии. Однако все эти идеи требуют крупных инвестиций, подчеркнул Белогорьев. Важно учитывать, что развитие таких проектов может столкнуться с финансовыми и организационными сложностями, которые необходимо тщательно изучить и решить перед их реализацией.

Источник и фото - ria.ru