Историк раскрыл заслуги "драматурга из госбезопасности" Михаила Маклярского
В осенние месяцы 1941 года Михаил Маклярский, известный контрразведчик, активно разрабатывал надежные легенды для своих агентов, которых он оставлял в Москве для противодействия гитлеровцам в случае оккупации советской столицы.
После этого он принял участие в выдающейся операции "Монастырь", направленной на продвижение стратегически важной дезинформации в немецкий абвер. После окончания Великой Отечественной войны Маклярский начал писать сценарии для популярных художественных фильмов, где сотрудники советской контрразведки изображались как интеллектуалы, превосходящие врага своим умом, а не только физической силой и оружием.
Важно отметить, что Михаил Маклярский был не только опытным контрразведчиком, но и талантливым сценаристом, способным создать захватывающие и умные истории. Его вклад в развитие кинематографа и патриотическое воспитание через фильмы остается значимым и по сей день. В своих работах он умело демонстрировал важность интеллектуальной борьбы и стратегического мышления в противостоянии врагу.Эксперт Национального центра исторической памяти при президенте России, историк спецслужб Олег Матвеев, поделился информацией с РИА Новости о предстоящем 115-летии со дня рождения Михаила Маклярского, которое отмечается в эту субботу.
Следует отметить, что в сентябре 1947 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм "Подвиг разведчика" от Киевской киностудии, где главную роль исполнил Павел Кадочников. Этот популярный актер того времени, позднее удостоенный трех Сталинских премий, звания народного артиста СССР и звания Героя Социалистического Труда, мастерски воплотил образ советского разведчика Алексея Федотова, выданного в тыл врага под легендарным именем немецкого офицера Генриха Эккерта.
"Подвиг разведчика" - фильм, который смог привлечь внимание зрителей к теме разведки, долгое время скрытой от общества после окончания Великой Отечественной войны. Успех картины был ошеломляющим, привлекая к себе около 23 миллионов зрителей только в отечественном кинопрокате. Появление телевидения лишь увеличило аудиторию, которая не умещается в статистику. Многие советские подростки неоднократно посещали кинотеатры, чтобы увидеть этот фильм, который стал для некоторых определяющим в выборе своего жизненного пути. Обращение авторов к такой запретной и загадочной теме, как разведка, после многолетнего молчания, придало картине дополнительный шарм и интерес, заставив зрителей задуматься о тайнах и героизме этой сферы деятельности.Эксперт подчеркнул, что в фильме Павел Кадочников не играет роль суперагента-боевика, а скорее разведчика-интеллектуала, который побеждает врага своим острым умом. Этот подход отличает картину от стандартных шпионских фильмов, где акцент чаще делается на перестрелках и силовых действиях. Именно в этой уникальности лежит сила этого кинопроизведения, снятого задолго до появления западных шпионских блокбастеров.Как отмечается в титрах фильма, сценаристами выступили Константин Исаев, Михаил Блейман и Михаил Маклярский. Это талантливые авторы, которые вложили частичку своего творчества в создание уникального сюжета и персонажей.Таким образом, фильм не только представляет новый взгляд на жанр шпионского детектива, но и демонстрирует, что интеллект и хитрость могут быть более эффективными оружиями, чем сила и скорость. Картина Павла Кадочникова заслуживает внимания зрителей, желающих увидеть нестандартный подход к классической теме шпионажа.Создатель литературной основы сценария пьесы "Подвиг остается неизвестным" - Маклярский, полковник госбезопасности, сделал свой творческий дебют в кино, что было для него первым опытом в этой области. Об этом сообщил Матвеев, отметив, что первые два участника проекта уже имели опыт работы над кинокартинами.Известно, что реальным прототипом главного героя фильма стал спецагент с псевдонимом "Колонист", также известный как Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов. Эта информация была известна лишь немногим посвященным, включая сотрудников министерства государственной безопасности СССР, работавших на Лубянке.Маклярский, прежде известный как полковник госбезопасности, внес свой вклад в кинематограф своим творческим дебютом, основанным на пьесе "Подвиг остается неизвестным". Новый для него жанр стал вызовом, но благодаря его работе фильм получил яркую и запоминающуюся историю.Михаил Маклярский, выдающийся руководитель отдела 4-го Управления НКГБ СССР, вел личное знакомство с руководством спецотряда "Победители" и с самим Николаем Кузнецовым, отважным разведчиком и ликвидатором нацистских бонз, действовавшим в тылу противника на Западной Украине под прикрытием офицера вермахта по имени обер-лейтенант Пауль Зиберт. Весной 1944 года, в схватке с бандитами УПА, Николай Кузнецов погиб героически, оставив след в истории своим мужеством и преданностью делу защиты отечества. Его отвага и самопожертвование стали ярким примером для многих советских разведчиков и патриотов. История Николая Кузнецова и его смелые подвиги напоминают о том, как важно было сопротивляться нацистским оккупантам и их союзникам, несмотря на все трудности и опасности. Мы должны помнить и чтить подвиги таких людей, которые не жалели себя в борьбе за свободу и независимость своей Родины.Михаил (имя при рождении Исидор) Борисович Маклярский родился в городе Одессе 16 ноября (по новому стилю) 1909 года в семье портного. Этот талантливый сценарист и соавтор культового фильма получил признание не только у рядового зрителя, но и у руководителей страны. Многие фразы из его картины стали крылатыми и до сих пор звучат из уст представителей старшего поколения, выросшего на нем. Неслучайно, что уже по прошествии нескольких месяцев после выхода в прокат его создатели, в том числе и Михаил Маклярский, были удостоены Сталинской премии.В 15 лет он остался сиротой, но несмотря на это, смог успешно закончить школу-семилетку и профтехшколу, работая параллельно на разных подработках. Когда настало время идти на военную службу, его, как достаточно грамотного парня для тех времен, направили в органы Государственного политического управления (ГПУ) Туркменской ССР, где он отслужил четыре года в информационном отделе.В конце 1931 года молодого чекиста отправили в Москву, где он начал работать в центральном аппарате ОГПУ в качестве оперуполномоченного Особого отдела. В новой должности он проявил себя как талантливый и преданный сотрудник, стремящийся к профессиональному росту и достижению поставленных целей.За годы службы в органах ГПУ он прошел через различные испытания и задачи, демонстрируя высокий уровень профессионализма и преданности своей работе. Его опыт и знания позволили ему стать ценным специалистом в области информационной безопасности и разведки, открывая новые перспективы для карьерного роста и личностного развития.История скрывает подробности о том, как ему удалось осуществить такое захватывающее продвижение по службе, однако можно предположить, что это произошло благодаря участию в "команде" высокопоставленного руководителя, переведенного в столицу. В то время подобные перемещения были распространены, особенно учитывая, что в 1931 году нестабильность в руководстве ОГПУ была системной, отметил Матвеев.Подчеркнуть заслуги Маклярского в тот период можно лишь одним фактом из его анкеты: в возрасте 25 лет он был удостоен знака "Почетный работник ВЧК-ГПУ" - самой престижной награды органов госбезопасности СССР того времени, подчеркнул эксперт.Этот эпизод является лишь малой частью богатой биографии Маклярского, которая остается загадкой для многих исследователей и историков. Его вклад в развитие советской контрразведки и его роль в тех событиях остаются предметом интереса исследований и обсуждений до сегодняшнего дня.В начале своей карьеры в 1935 году Маклярский был назначен в специальное подразделение аппарата по внутренней безопасности Кремля. Однако вскоре его жизнь принимает неожиданный оборот. Летом 1936 года его переводят с поста в Московском Кремле на строительство канала Москва-Волга в Дмитлаг НКВД СССР. Этот перевод стал серьезным испытанием для Маклярского, ибо 1 мая 1937 года он был арестован по указанию наркома внутренних дел Николая Ежова под предлогом участия в террористической организации на канале Москва-Волга, сообщил Матвеев.В конце 1935 года Маклярский оказывается в особом отделении аппарата по внутренней охране Кремля. Следует отметить, что его карьера в этот момент казалась блестящей. Однако, летом 1936 года его жизнь резко меняется, когда его переводят на строительство канала Москва-Волга в Дмитлаг НКВД СССР. Этот перевод стал первым шагом к трагическим событиям, которые последовали вскоре."Но затем его дальнейшая карьера дает серьезную трещину. Летом 1936 года Маклярского переводят из престижного Московского Кремля на строительство канала Москва-Волга в оперативную часть Дмитлага НКВД СССР. А 1 мая 1937 года по личному указанию наркома внутренних дел Николая Ежова арестовывают по подозрению "в участии в террористической организации на канале Москва-Волга", - сказал Матвеев. Этот арест стал началом драматического периода в жизни Маклярского, который оставил неизгладимый след в истории.Но жизнь снова внесла свои коррективы в судьбу контрразведчика Михаила Маклярского. Эксперт отметил, что в самый жестокий период массовых репрессий в августе 1937 года Маклярского освободили из-под стражи из-за недостатка улик. Это произошло даже при наличии серьезных обвинений, что было редким явлением в то время. После освобождения его направили работать в аппарат ГУЛАГа, но вскоре он был уволен из НКВД.Эксперт подчеркнул, что арест и подозрения серьезно подорвали доверие руководства к Маклярскому. Однако, несмотря на сложности, он смог вернуться к нормальной жизни после этого инцидента.В начале Второй мировой войны, после разгрома Польши германскими войсками и начала Освободительного похода Красной Армии в сентябре 1939 года, на территории Западной Белоруссии и Западной Украины появились первые польские военнопленные. С ними предстояло работать советской контрразведке, и в этот момент важную роль сыграл опытный сотрудник Михаил Маклярский. Его вернули на службу и назначили начальником отдела вновь созданного в системе НКВД Управления по делам военнопленных и интернированных.Следует отметить, что в конце 1940 года жизнь Михаила Маклярского претерпела новый крутой поворот. В этот период он столкнулся с новыми вызовами и ответственностью в своей должности. Работа с военнопленными требовала от него не только профессионализма, но и чувства человечности и сострадания.Именно в этот период Маклярскому пришлось принимать сложные решения и рискованные меры, чтобы обеспечить безопасность и справедливое обращение с военнопленными. Его история стала одним из примеров мужества и преданности своему делу в тяжелые времена военных испытаний.Важная роль в борьбе с враждебной деятельностью во времена СССР принадлежала СПО - секретно-политическому отделу Главного управления государственной безопасности НКВД. Этот отдел занимался преследованием участников антисоветских партий, групп, церковников, сектантов, националистов, а также осуществлял контрразведывательное обслуживание в различных учреждениях культуры. Как сообщил Матвеев, вернувшего доверие коллег контрразведчика перевели на работу именно в этот отдел. Начальником секретно-политического и контрразведывательного отделов был Петр Васильевич Федотов, комиссар госбезопасности. В период Великой Отечественной войны он возглавлял контрразведку НКВД-НКГБ и после войны стал руководителем внешней разведки страны.В мире разведывательной деятельности Маклярский оказался не только талантливым драматургом, но и умелым сценаристом. Он присвоил главному герою своей пьесы и кинокартины фамилию Федотов, что, возможно, несет в себе глубокий символизм. Еще до войны Федотов руководил работой спецагента "Колониста" в Москве, что, вероятно, оказало влияние на творческое вдохновение Маклярского.Матвеев подчеркнул, что в период работы в СПО Маклярский столкнулся с контрразведывательной деятельностью среди писателей, работников искусства, академической и педагогической интеллигенции. Это общение с различными категориями людей сыграло важную роль в формировании будущего талантливого сценариста. Навыки, приобретенные в тот период, оказались бесценными во время военных событий.Важно отметить, что именно эти жизненные опыты и встречи с разными людьми помогли Маклярскому создать свои произведения, которые оставались в памяти зрителей и читателей. Таким образом, его творчество было не только результатом военных событий, но и продуктом уникального пути к успеху.В октябре 1941 года, когда Москва готовилась к введению осадного положения, Маклярский был переведен под начало комиссара госбезопасности Павла Судоплатова в 2-й отдел НКВД СССР. Этот отдел позже стал известен как 4-е Управление. Здесь он присоединился к формированию лучшей агентуры, включая "родное" СПО и диверсионно-террористическое подполье, на случай оккупации столицы. Среди агентов, готовившихся к действиям в городе, был и Николай Кузнецов, известный как "Колонист". Задача руководства объединенным подпольем была возложена на начальника контрразведки НКВД Петра Федотова, переведенного на нелегальное положение.В эпоху неспокойства и опасности начинающий драматург начинает оттачивать свои литературные навыки, создавая мифы для агентов, оставленных в городе. Ошибка или небрежность могут стоить агенту жизни, а иногда и всей группе, подчеркнул Матвеев.Постепенно Маклярский взобрался на вершину и стал одним из руководителей структурных подразделений 4-го Управления НКВД-НКГБ. Его обязанности включали надзор за разведывательно-диверсионной деятельностью на оккупированных территориях, а затем и на территории стран Восточной Европы.В условиях политических интриг и шпионских игр, каждое слово, каждый поступок агента имеет значение. Работа на грани жизни и смерти, где даже малейшая ошибка может привести к трагическим последствиям.Важно отметить, что Маклярский активно участвовал в разработке уникальной оперативной игры с абвером, известной как "Монастырь", которую агенты НКВД проводили с 1942 по 1945 год. По словам Матвеева, ключевой роль в этой операции принадлежала агенту СПО НКВД Александру Демьянову, известному как "Гейне", который был подставлен вражеской разведкой как представитель вымышленной прогерманской организации "Престол".Стоит отметить, что Маклярский разработал легенду для Демьянова, которая была тщательно проверена в абвере и помогла агенту завоевать доверие противника. В течение долгой радиоигры была передана стратегическая дезинформация, оказывавшая влияние на ход некоторых боев.По словам Матвеева, это был сложный и хитроумный план, который позволил советской разведке успешно действовать против врага и влиять на военные операции.В феврале 1947 года кавалер двух орденов Отечественной войны и двух орденов Красной Звезды 38-летний полковник Маклярский вынужден был уволиться из органов госбезопасности по болезни. Несмотря на сложности, он не покидает свою страсть к кинематографии.
Еще несколько лет спустя после увольнения Маклярский находит себя в роли управляющего Объединения "Совэкспортфильм", но вскоре понимает, что его истинное призвание – в творчестве. Вместе с коллегой по перу, одесситом Константином Исаевым, он начинает работу над сценарием нового фильма.
И вот летом 1950 года на экраны страны выходит фильм "Секретная миссия", ставший результатом творческого союза Маклярского и Исаева. Этот фильм, как их предыдущие работы, получил признание зрителей и критиков, укрепив позицию Маклярского в мире кинематографии.
"Секретная миссия", просмотренная 19 миллионами зрителей по всей стране, предвосхитила сюжет будущего шедевра Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". Этот фильм о советской разведке, раскрывшей и помешавшей переговорам гитлеровцев с англо-американцами о капитуляции немецких войск на Западном фронте в 1945 году, вызвал огромный интерес у зрителей. Сценарий "Секретной миссии" показал смелость и храбрость советских разведчиков в решающие моменты истории.Матвеев отметил, что фильм "Секретная миссия" привлек внимание зрителей не только своим захватывающим сюжетом, но и актерским мастерством. Особенно выделяется герой актера Алексея Грибова – генерал советской разведки по имени Петр Васильевич. Его персонаж стал символом преданности и отваги, воплотив в себе лучшие черты советских разведчиков времен войны.По мнению зрителей, "Секретная миссия" не только рассказала захватывающую историю о разоблачении врага, но и вдохновила на героические поступки и показала, что истинные герои существуют не только в книгах и фильмах, но и в реальной жизни.Эксперт отметил, что данное проявление уважения соавтора сценария Михаила Маклярского к начальнику внешней разведки СССР, Петру Васильевичу Федотову, является еще одним свидетельством их тесного сотрудничества в подготовке подпольной агентурной сети во время войны. Вместе они прошли через множество испытаний и трудностей, готовясь к возможной оккупации Москвы. Премия I степени, присужденная авторскому коллективу за этот фильм, была заслуженным признанием их труда. Однако, несмотря на это, Маклярского не уберегла от ареста в ноябре 1951 года по обвинению в участии в "сионистском заговоре в МГБ". Важно отметить, что даже при таких сложностях его талант и вклад в кинематограф остаются неоспоримыми.Несмотря на то, что провел в заключении ровно два года и не получил приговора, он был освобожден после смерти Сталина и ареста Берии в соответствии с положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии", - рассказал Матвеев.Освободившись, Маклярский окончательно решил посвятить себя творчеству и стал писателем-драматургом. Он успешно завершил обучение на Высших литературных курсах при Литературном институте имени Горького, активно присоединился к работе Союза писателей и Союза кинематографистов. Более того, он возглавил Высшие сценарные курсы и руководил ими целых 12 лет, став первым руководителем этого учебного заведения.
Михаил Маклярский - известный сценарист, чьи работы стали основой для создания множества кинокартин о работе сотрудников контрразведки и уголовного розыска. Фильмы, такие как "Выстрел в тумане", "Ночной патруль" и "Расследование", привлекли внимание зрителей своими захватывающими сюжетами и увлекательными персонажами. Маклярский сотрудничал с различными киностудиями страны, и в результате было снято целых 11 художественных фильмов, которые завоевали популярность у зрителей. Картины, такие как "Заговор послов" и "Инспектор уголовного розыска", стали настоящими хитами кинематографа благодаря таланту Маклярского и его коллег.Михаил Маклярский, писатель-драматург, не только работал в госбезопасности, но и стал известным автором более десятка пьес приключенческого жанра. Среди его работ можно назвать такие произведения, как "Опасный перекресток" (совместно с Алексеем Спешневым), "Совершенно секретно" (совместно с Константином Исаевым), "Несчастный случай" и "Пока не поздно" (оба - совместно с Дмитрием Холендро), "Кафе "Лира" и "Высшая мера наказания" (оба - совместно с Кириллом Рапопортом) и другие.Михаил Маклярский скончался в июне 1978 года и был похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Его наследие продолжили фильмы "Агент секретной службы" и "Расследование", которые вышли на экраны уже после его ухода. В своих пьесах Маклярский часто затрагивал темы интриг, опасности и тайн, что делало его творчество увлекательным и захватывающим для зрителей.Экстремистская организация, запрещенная в России, вызывает серьезные опасения среди правоохранительных органов. Ее деятельность направлена на подрыв конституционного строя и нарушение общественной безопасности. Многие страны признали эту организацию экстремистской и внесли ее в список запрещенных организаций. В связи с этим, правительство принимает меры для пресечения ее деятельности и предотвращения возможных террористических актов.Источник и фото - ria.ru