80 лет Великой Победе!

Космический полет по программе "Союз" — "Аполлон"

Этот знаковый момент остается в памяти как первый совместный космический полет представителей разных стран.

Интерес к исследованию космоса объединял советских и американских ученых еще со времен запуска первых искусственных спутников Земли. Сразу после этого начались контакты и обмен опытом между специалистами из разных стран.

Важно отметить, что первое соглашение о сотрудничестве в области мирного изучения космоса было подписано в июне 1962 года между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

15 июля 1975 года стал символичным днем, когда запустили корабли "Союз-19" и "Аполлон", открыв первую страницу совместного исследования космоса между двумя великими державами. Этот событийный шаг проложил путь для дальнейшего развития космической программы и международного сотрудничества в космической отрасли.

В октябре 1970 года в Москве прошла историческая встреча советских и американских специалистов по вопросам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей. Эта встреча стала отправной точкой для широкого обмена мнениями и взаимного ознакомления с результатами космических экспериментов.

Инициаторами обсуждения возможности сотрудничества СССР и США в области пилотируемых полетов выступили президент АН СССР академик Мстислав Келдыш и директор НАСА доктор Томас Пейн. На встрече были сформированы рабочие группы, которые занялись выработкой и согласованием технических требований по обеспечению совместимости средств.

Этот исторический момент открыл новую эру сотрудничества между двумя ведущими космическими державами, позволяя объединить усилия для достижения общих целей в исследовании космоса.

В 1971 году специалисты АН СССР и НАСА США провели встречи в Хьюстоне и Москве, где обсудили технические требования к системам космических кораблей и согласовали основные положения по обеспечению совместимости систем. Была также обсуждена возможность пилотируемых полетов на существующих космических кораблях в середине 1970-х годов.

Экспериментальный проект стал реализуемым после подписания 24 мая 1972 года в Москве "Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях" между председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном. Это соглашение предусматривало проведение экспериментального полета кораблей двух стран в 1975 году с возможностью стыковки и взаимного перехода членов экипажей.

Для успешного выполнения поставленной задачи необходимо было разработать инновационное универсальное средство для спасения, провести детальное тестирование технических систем и методов совместного управления полетом, а также провести совместные научные исследования и эксперименты. В рамках подготовки к совместным полетам был специально разработан универсальный стыковочный узел - лепестковый, или как его еще называют, "андрогинный". Это соединение было одинаковым для обоих кораблей, обеспечивая безопасность и надежность при стыковке в любых условиях. Кроме того, использование лепесткового соединения позволяло избежать несовместимости в случае аварийной ситуации.

Для успешного выполнения совместного полета советских и американских космических кораблей серий "Союз" и "Аполлон" были разработаны специальные модификации, учитывающие различия в газовом составе и давлении в кабинах. В отличие от советских кораблей, "Аполлон" предназначался для полетов в атмосфере чистого кислорода при низком давлении. Для согласования параметров атмосферы после стыковки, к "Аполлону" был добавлен дополнительный отсек, обеспечивающий сближение атмосферы с атмосферой советского корабля. В свою очередь, в кабине "Союза" давление было снижено, а содержание кислорода повышено для обеспечения комфортных условий для астронавтов.

Космический корабль "Союз" был модифицирован внешне, чтобы стать двухместным и улучшить свои характеристики. На нем были установлены панели солнечных батарей, изменены грузоподъемность и двигательные системы, а также добавлен андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75. Эти изменения позволили упростить процесс стыковки и сделать корабль более функциональным. В свою очередь, американский корабль "Аполлон" также был обновлен, чтобы быть совместимым с узлом АПАС-75, что стало стандартом для последующих совместных космических программ. Появление дополнительных стыковочно-шлюзовых отсеков стало важным шагом в развитии космической технологии и обеспечило успешное сотрудничество между различными странами в космосе.

Испытания модифицированного варианта корабля "Союз" включали три полета – два беспилотных и один пилотируемый – "Союз-16". Пилотируемый полет состоялся в декабре 1974 года. В ходе него проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, а также автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

Важным аспектом было обеспечение управления полетами кораблей, которое должны были осуществлять советский и американский центры. Советский Центр управления полетом (СЦУП) с новым комплексом технических средств был создан в 1973 году на базе помещений технического здания Координационно-вычислительного центра.

Важность проведения испытаний и совершенствования технических средств управления полетами подчеркивалась как для обеспечения безопасности экипажа, так и для успешного выполнения научных задач в космосе. Развитие совместных программ и сотрудничество между различными странами в области космических исследований играли ключевую роль в дальнейшем развитии космонавтики.

Эксперты по космическим полетам отметили, что в рамках совместных миссий космического корабля "Аполлон" было принято разрешение на участие американских специалистов. Эти специалисты принимали участие в проведении совместных тренировок и управлении полетом кораблей.

Составы экипажей для миссии "Аполлон" были тщательно подобраны и официально объявлены к январю 1973 года. Основной экипаж включал в себя Томаса Стаффорда (командир), Вэнса Бранда и Дональда Слейтона, а запасной - Алана Бина, Рональда Эванса и Джека Лаусму. Советская сторона также сформировала свои экипажи, которые были объявлены 25 мая 1973 года. Первый советский экипаж включал в себя Алексея Леонова и Валерия Кубасова, второй - Анатолия Филипченко и Николая Рукавишникова, третий - Владимира Джанибекова и Бориса Андреева, а четвертый - Юрия Романенко и Александра Иванченкова.

В 1973 году в центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне (штат Техас, США) произошла историческая встреча американских и советских космических экипажей. Это была первая совместная тренировка, которая заложила основу для дальнейшего сотрудничества. Осенью того же года советские космонавты гостеприимно приняли своих американских коллег в Звездном городке.

Одной из ключевых проблем при подготовке экипажей стало изучение языка друг друга. За два года совместных тренировок все участники научились эффективно общаться на смешанном англо-русском языке, который в шутку стали называть "рустоном". Это позволило им лучше понимать друг друга не только в процессе подготовки к полетам, но и во время самых сложных моментов в космосе.

Совместные тренировки стали не только платформой для обмена опытом и знаниями, но и способом укрепления доверия и дружбы между американскими и советскими космонавтами. Этот период сотрудничества открыл новые горизонты для международного космического сообщества и стал важным шагом к мирному сотрудничеству в космосе.

Для обеспечения безопасности полетов и успешного сотрудничества между русскими и американцами были проведены совместные тренировки на тренажерах, где космонавты изучали технику друг друга. Специалисты из СССР уверенно освоили американский корабль "Аполлон", а астронавты из США - советский "Союз", демонстрируя готовность к совместным миссиям.

Важным этапом подготовки стало проведение комплексной тренировки 29, 30 июня и 1 июля 1975 года, на которой была проверена готовность экипажей к совместным полетам. Это позволило убедиться в способности космонавтов заменять друг друга и эффективно работать вместе в случае необходимости.

Для минимизации рисков в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на Земле был разработан детальный план действий. Например, если основной "Союз" не смог бы дождаться "Аполлона" на орбите или вынужден был бы совершить посадку, его место заняли бы космонавты Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, отправившиеся на резервном "Союзе" для второй попытки встречи с американским кораблем.

Важно отметить, что в случае невозможности старта корабля "Аполлон" из-за погодных условий, корабль "Союз" оставался на орбите дополнительные сутки, двое, трое и даже четверо, ожидая возможности встречи. Предусматривались также различные сценарии действий для экипажей в случае нештатных ситуаций, таких как выход из строя стыковочного устройства, потеря ориентации, нарушение герметичности или возгорание на борту.

15 июля 1975 года стартовал завершающий этап проекта с запуском кораблей "Союз-19" и "Аполлон". В 15:20 по московскому времени с космодрома Байконур был запущен космический корабль "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. Этот запуск стал ключевым моментом в истории советско-американского космического сотрудничества и символизировал новую эру в исследовании космоса.

Спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (штат Флорида, США) стартовал корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Этот исторический запуск состоялся 16 июля, когда экипажи обоих космических кораблей начали ремонтные работы. На "Союзе-19" выявили неисправность в телевизионной системе, а на "Аполлоне" обнаружили ошибку в сборке стыковочного механизма на земле. Космонавты и астронавты проявили профессионализм, успешно устранив выявленные проблемы. В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей, что добавляло напряжения и волнения в эту космическую операцию.

В процессе стыковки космических кораблей "Союз-19" и "Аполлон" активную роль играл космический корабль "Аполлон", который обеспечивал управление и координацию маневров. "Союз-19" в свою очередь поддерживал требуемую ориентацию и выполнял маневры с помощью ручного и автоматического управления. За два витка до стыковки экипаж "Союза-19" устанавливал орбитальную ориентацию корабля, а затем автоматика поддерживала ее.

Важным элементом сближения кораблей была работа световых маяков на советском корабле, которые помогали американской экипажу увидеть "Союз-19" с большого расстояния. Подготовка к каждому маневру включала использование реактивной системы и цифрового автопилота "Аполлона", что обеспечивало точное выполнение заданных действий при стыковке. При сближении с "Аполлоном" также активировались боковые огни ориентации на корабле "Союз-19", обеспечивая дополнительную видимость и безопасность во время маневров.

Важное событие произошло 17 июля в 15 часов мск, когда "Аполлон" начал проводить заключительные маневры для сближения с "Союзом-19". С каждым часом расстояние между кораблями уменьшалось, и к восемнадцати часам они уже находились на расстоянии всего 60 километров. Экипажи установили радиосвязь и успешно подошли друг к другу на 50 метров.

После согласия на стыковку со стороны "Союза-19", корабли касались друг друга в 19.09 мск, а через три минуты произошла полная стыковка. Проверив герметичность стыка, астронавты из США перешли в стыковочный модуль и открыли его люк через три часа подготовки. Советские космонавты также открыли люк "Союза" для встречи коллег из "Аполлона".

В ходе исторической встречи Леонов и Стаффорд поприветствовали друг друга на двух языках и пожали руки в шлюзовом отсеке, создав знаменитое "рукопожатие в космосе". После этого астронавты перешли в "Союз" и начали обмен флагами и сувенирами. Следующим шагом стало подписание совместного свидетельства Международной авиационной федерации о первой международной стыковке в космосе. Важной частью встречи стали запланированные научно-технические эксперименты и дружеский ужин.

После этого наступил следующий день, который начался с проведения еще трех взаимных визитов между астронавтами. В ходе этих визитов были обсуждены планы для будущих совместных космических миссий и обменены идеями о дальнейшем сотрудничестве в космосе. Каждая встреча укрепляла дружественные отношения между участниками и подтверждала важность международного сотрудничества в освоении космоса.

Таким образом, встреча Леонова, Стаффорда и других астронавтов стала не только историческим событием, но и символом единства и сотрудничества в исследовании космоса. Каждый этап взаимодействия и обмена опытом приближал людей разных стран к общей цели - познанию и покорению космоса.

Во время исторической миссии "Союз-Аполлон" астронавт Бранд и космонавт Леонов совершили уникальный обмен местами в космосе: Бранд перешел в "Союз-19", а Леонов – в стыковочный отсек "Аполлона". После этого Стаффорд и Леонов отправились в "Союз", а Бранд с Кубасовым – в "Аполлон".

Во время визитов космонавтов и астронавтов друг к другу, они не только знакомились с оборудованием кораблей союзников, но и вели научные эксперименты, общались и уделяли много времени телевизионным трансляциям на Землю.

Несмотря на политические разногласия между СССР и США, в космосе удавалось находить общий язык и сотрудничать. Первая в мире международная пресс-конференция в космосе стала ярким примером такого сотрудничества. Во время нее астронавты и космонавты отвечали на вопросы журналистов со всего мира, передаваемые радио из пресс-центров на Земле.

Экипажи проводили испытания различных систем, включая обеспечение жизнедеятельности и стыковочный агрегат, на монтажной орбите высотой 225 километров. Они завершили день четвертым переходом, после которого вернулись в свои корабли и закрыли люки. После успешной посадки спускаемого аппарата "Союза-19" в Казахстане, командный модуль корабля "Аполлон" приводнился в Тихом океане. Важно отметить, что экипажи продемонстрировали высокий профессионализм и сплоченность в ходе выполнения всех задач. Каждый этап миссии был тщательно спланирован и успешно выполнен, что подтверждает значительные достижения в космической программе.

Во время посадки американского корабля возникла критическая ситуация, когда из-за ошибки астронавтов двигатели реактивной системы управления не выключились после открытия воздушного клапана. Это привело к попаданию паров ядовитых газов внутрь кабины, создавая серьезную угрозу для экипажа. Спасение ситуации пришло благодаря оперативности Стаффорда, который сразу достал кислородные маски и помог своим товарищам, надевая их на всех.

Хотя спасательные службы среагировали быстро, риск для астронавтов оставался колоссальным. По оценкам медиков, экипаж получил около 75% смертельной дозы ядовитой смеси, что могло привести к трагическим последствиям. В таких экстремальных ситуациях каждая секунда играет решающую роль, и только профессионализм и мгновенная реакция могут спасти жизни людей в космосе.

Совместная программа "Союз" – "Аполлон" стала ярким примером того, как даже ведущие космические державы могут преодолеть свои политические и экономические разногласия во имя общей цели. Несмотря на то, что было предложено несколько вариантов дальнейшего сотрудничества, они так и не были реализованы по различным причинам.

Именно через двадцать лет после программы "Мир" – "Шаттл" были возобновлены совместные пилотируемые полеты со стыковками. Опыт, накопленный в ходе этих миссий, сегодня успешно применяется в управлении Международной космической станцией. Это свидетельствует о том, что совместные усилия в космосе имеют большое значение не только для науки, но и для дипломатии и международного сотрудничества.

Источник и фото - ria.ru