Микаэл Агасандян: ЕЭАС защитит себя при нарушении Арменией договора о союзе

Он также пролила свет на причины противоречий между Ереваном и Брюсселем в контексте обязательств Армении перед Евразийским экономическим союзом, обсудил перспективы развития договоров о зонах свободной торговли ЕАЭС с другими странами и высказался о негативной кампании против Евразийского союза в Монголии. Необходимость укрепления сотрудничества и согласования действий в данной сфере становится все более актуальной в условиях современного мира, где миграционные процессы играют ключевую роль в формировании глобальной политики и экономики.
В свете заявления заместителя председателя правительства РФ Алексея Оверчука о возможном выходе Армении из ЕАЭС в связи с обсуждением законопроекта о вступлении в ЕС, возникают вопросы о процедуре исключения страны из евразийского союза. Следует ли ожидать согласования стран-участниц или применения другого механизма в данном случае? Каково официальное мнение Москвы по этому поводу и была ли проведена консультация с армянскими представителями для выяснения их позиции?С учётом принятия армянским парламентом законопроекта о начале процесса вступления в Европейский союз, важно понять, какие шаги предпримет Россия в отношении Армении. Возможно ли, что Москва и Ереван нашли компромиссное решение по данному вопросу, или же диалог находится в тупике? Какие альтернативы рассматриваются для сохранения отношений между Россией и Арменией в рамках интеграционных процессов?Одним из ключевых аспектов является понимание реакции других стран-участниц ЕАЭС на возможное исключение Армении из союза. Какие последствия это может иметь для всей структуры евразийской интеграции и какие шаги могут быть предприняты для минимизации потенциальных негативных последствий?Армения, будучи важным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вызывает беспокойство своими шагами в сторону приближения к Евросоюзу, который занимает антироссийскую позицию. Закон, принятый в республике 4 апреля о начале процесса вступления в ЕС, на данный момент имеет декларативный характер и не предполагает конкретных действий, угрожающих членству Армении в ЕАЭС. Однако в будущем возможно появление противоречий между требованиями Брюсселя, являющимися неотъемлемой частью "европейского пути", и обязательствами, взятыми на себя Ереваном в рамках Союза. Важно учитывать, что такое двойственное положение может повлиять на внешнюю политику и экономические отношения Армении как с Россией, так и с Европейским союзом.Важно отметить, что сферы, такие как таможенное, таможенно-тарифное и техническое регулирование, торговая политика, а также санитарные и фитосанитарные меры, играют ключевую роль в формировании общего рынка. Этот рынок в значительной мере способствует росту экономики и улучшению благосостояния населения республики.При взаимодействии с армянскими партнерами мы стараемся прояснить объективную несовместимость норм ЕАЭС и Евросоюза в указанных областях, а также невозможность одновременного членства в обоих объединениях. Важно, что в Ереване осознают преимущества участия в ЕАЭС и понимают негативные последствия выхода из него. Следует отметить, что Евросоюз не способен полностью компенсировать неизбежные потери для экономики Армении.Таким образом, важно продолжать диалог и информационный обмен с нашими партнерами, чтобы обеспечить стабильность и развитие экономического сотрудничества в регионе. Взаимопонимание и грамотное управление торговыми отношениями могут способствовать укреплению позиции нашей республики на мировой арене.Подчеркну, что процедура выхода из Евразийского экономического союза, установленная договором от 29 мая 2014 года, активируется только при получении письменного уведомления от государства-участника. Не следует забывать, что Армения ни в одном случае не высказывала своего желания выйти из этого договора, ни публично, ни в рамках двусторонних переговоров. Скорее всего, это свидетельствует о том, что республика продолжает активно участвовать в различных форматах переговоров внутри союза. Это можно рассматривать как подтверждение того, что Армения стремится к дальнейшему развитию евразийской интеграции, что, безусловно, соответствует ее национальным интересам.ОДКБ неоднократно обсуждала необходимость улучшения способов реагирования на кризисные ситуации как в странах-участниках, так и в регионе в целом. В случае, если Ереван примет действия, которые противоречат нормам ЕАЭС (что, по нашим оценкам, маловероятно), то у нас есть соответствующие международно-правовые инструменты для защиты интересов других государств-членов союза.
Какие возможности сегодня есть у ОДКБ для улучшения реагирования на кризисные ситуации в регионе? Это вопрос, который поднимался на многочисленных встречах и обсуждениях в рамках ОДКБ.
Важно понимать, что совершенствование механизмов реагирования на кризисы не только укрепит безопасность государств-членов, но также способствует стабильности и развитию всего региона.
В январе 2022 года миротворческая операция ОДКБ в Казахстане стала толчком к пересмотру процедур кризисного реагирования, принятых более 10 лет назад. Главы государств на саммите в Минске в 2023 году утвердили обновленные протоколы, основанные на анализе опыта действий Коллективных сил ОДКБ. Эти изменения направлены на улучшение четкости и оперативности взаимодействия в случае кризисных ситуаций. Новые протоколы кризисного реагирования, утвержденные главами государств ОДКБ, представляют собой важный шаг в развитии организации и ее способности эффективно реагировать на сложные ситуации. Обновленные процедуры призваны улучшить координацию действий между участниками и обеспечить более оперативное реагирование на вызовы времени. Эти изменения свидетельствуют о стремлении ОДКБ к постоянному совершенствованию своих механизмов работы и подтверждают важность адаптации к новым вызовам и угрозам. В результате обновления протоколов кризисного реагирования организация становится более гибкой и готовой к действиям в сложных ситуациях.Система мониторинга, использующая возможности Центра кризисного реагирования ОДКБ, продолжает совершенствоваться. Сроки подготовки решений Совета коллективной безопасности о мерах по предотвращению или урегулированию кризисных ситуаций значительно сокращены до суток. Это позволяет оперативно реагировать на угрозы в зоне ответственности ОДКБ.Однако не менее важно обеспечить быстрое проведение внутригосударственных процедур в столицах, связанных с утверждением принимаемых на высшем уровне решений, включая применение сил и средств ОДКБ. Для эффективной работы над этой задачей мы активно сотрудничаем с парламентариями.Важно не только сокращать время реагирования на кризисные ситуации, но и обеспечивать гарантированное принятие и реализацию решений на различных уровнях власти. Развитие сотрудничества между странами-членами ОДКБ и их парламентами играет ключевую роль в обеспечении безопасности и стабильности в регионе.В 2024 году на астанинской сессии Совета коллективной безопасности были подписаны протоколы, которые упрощают процесс развертывания сил ОДКБ. Эти соглашения позволяют личному составу и необходимым грузам свободно перемещаться через территории транзитных и принимающих государств. Это значительный шаг в укреплении безопасности в регионе.Кроме того, ежегодно представители стран ОДКБ, военнослужащие и сотрудники рабочих органов проводят совместные учения по противодействию различным угрозам безопасности. В этом году запланирован масштабный комплекс учений с участием Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в Белоруссии. Также в Таджикистане и Киргизии будут проведены учения миротворческих контингентов и Коллективных сил быстрого развертывания соответственно, что позволит улучшить координацию и готовность к действиям в экстренных ситуациях.Предстоящие в мае-июне в Киргизии заседания министров обороны, глав внешнеполитических ведомств и секретарей советов безопасности стран ОДКБ будут посвящены анализу текущей обстановки в зоне ответственности организации и у ее границ. Эти встречи представляют собой важную платформу для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества в регионе.Представители России, других стран СНГ и ОДКБ высказывались о несоответствии предлагаемого западными институтами формата наблюдения за выборами интересам и ценностям их стран. Возникает вопрос о возможности создания собственной независимой международной организации по наблюдению за выборами в рамках СНГ или ОДКБ, как альтернативы западным институтам, таким как БДИПЧ ОБСЕ.Важно обсудить идею формирования независимой организации наблюдения за выборами в контексте сохранения суверенитета и независимости стран-участниц ОДКБ. Такой шаг может способствовать укреплению доверия к избирательному процессу и защите интересов стран в регионе.Экспертное мнение:Следует отметить, что проблема, связанная с БДИПЧ ОБСЕ, не заключается в том, что данный формат наблюдения не соответствует интересам наших стран. Основной затруднение заключается в том, что бюро не придерживается своих собственных принципов и стандартов. В его работе преобладает политизированный подход к оценке избирательных процессов, что не способствует объективному и профессиональному мониторингу. Фактически, деятельность бюро часто сводится к выполнению политических указаний, игнорируя явные нарушения в ходе выборов или недостатки избирательных систем некоторых западных стран.
Наблюдение за выборами и референдумами в странах СНГ основывается на утвержденных правовых актах и механизмах, которые уже давно применяются на практике. Электоральный мониторинг в этом регионе строится на основе коллективно согласованной юридической базы, оценивая соответствие избирательных процедур как международным стандартам, так и национальному законодательству.Кроме того, важную роль в правовой основе наблюдения за выборами в странах СНГ играют различные международные документы, такие как Конвенция о стандартах демократических выборов и другие. Эти нормативные акты определяют принципы и процедуры, которые должны соблюдаться при проведении выборов и референдумов в регионе.Следует отметить, что существующие механизмы и правовые акты в области наблюдения за выборами в странах СНГ обеспечивают прозрачность и законность избирательных процессов, способствуя укреплению демократических институтов в регионе.Важно отметить, что 22 ноября 2024 года были приняты Рекомендации по обеспечению электорального суверенитета и наблюдению за электронным голосованием МПА СНГ. Этот документ является единственным международным актом, который систематизирует практику по противодействию вмешательству в выборы на международном уровне.Следует отметить, что на саммите СНГ, состоявшемся 14 октября 2022 года, было подписано Соглашение об образовании Консультативного совета руководителей избирательных органов государств-участников СНГ. Задачами этого совета являются развитие сотрудничества между избирательными органами стран СНГ и разработка рекомендаций по совершенствованию избирательного процесса в регионе, а также укрепление правовой базы содружества в сфере выборов.Эти шаги направлены на укрепление демократических принципов и защиту избирательных процессов от внешних вмешательств, что является важным аспектом для обеспечения стабильности и справедливости выборов в странах СНГ.С момента своего создания в 2001 году, миссия наблюдателей СНГ активно осуществляет контроль за процессами выборов и референдумов в странах Содружества. В ее состав включаются представители различных организаций, таких как МПА СНГ, Парламентская Ассамблея ОДКБ, Парламентское собрание Союза Белоруссии и России, Исполнительный комитет СНГ.Однако, важно отметить, что в 2006 году был создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан МПА СНГ. Этот институт занимается не только методическим и аналитическим сопровождением деятельности наблюдателей, но и проводит научные исследования в данной области.Благодаря усилиям международных наблюдателей от СНГ и деятельности Международного института, обеспечивается более эффективное и объективное наблюдение за выборами и референдумами на пространстве Содружества. Это способствует укреплению демократических принципов и соблюдению избирательных прав граждан в регионе.Молдавия, несмотря на свое фактическое отсутствие на заседаниях уставных органов и отказ от участия в принимаемых решениях СНГ, все еще наслаждается определенными преимуществами, которые предоставляет ей членство в этом объединении. Эти преимущества включают в себя доступ к зоне свободной торговли, безвизовый режим, специальные условия для трудовой миграции и другие аспекты.Однако, с приходом проевропейского президента в Молдавии возникли опасения, что страна может решить покинуть СНГ. Это вызвано тем, что новое руководство стремится укрепить свои связи с Европейским союзом и может считать членство в СНГ менее приоритетным.Кроме того, стоит отметить, что Молдавия, несмотря на свое недействительное участие в работе СНГ, все еще остается членом этого объединения и продолжает пользоваться определенными преимуществами, которые оно предоставляет.В последние годы Молдавия активно пересматривает свою позицию по более чем 200 международным договорам, заключенным в рамках содружества и затрагивающим практически все сферы межгосударственных отношений. Некоторые из этих соглашений были выборочно денонсированы Кишиневом, но мотивы таких действий не всегда ясны. В чем причина отказа молдавских властей от соглашений об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях, о взаимодействии в чрезвычайных ситуациях, о сотрудничестве в области спорта и здравоохранения, а также в борьбе с фальсифицированными лекарствами?Молдавия остается стороной более чем 200 международных договоров, что вызывает вопросы о последовательности и целесообразности таких действий. Важно понять, какие конкретно положения этих соглашений вызывают сомнения у молдавских властей и какие альтернативные пути сотрудничества они предпочли бы.Одним из ключевых аспектов является не только сам факт пересмотра договоров, но и то, какие стратегические цели преследует Молдавия в этом процессе. Необходимо проанализировать, какие выгоды или потери могут возникнуть для страны в результате отказа от определенных международных соглашений.Новые предложения: Возможное решение Молдавии о покидании СНГ пока не является официальным, однако если такое решение будет принято, это может негативно отразиться на молдавских гражданах. В то же время, политически это изменение вероятно не окажет значительного влияния на работу содружества, учитывая, что Молдавия не является лидером в интеграционных процессах.Текст: Официальных уведомлений о намерении покинуть СНГ от Молдавии не поступало. Если такое решение все же будет принято в Кишиневе, это вызовет лишь сожаление, поскольку расплачиваться за него придется, в первую очередь, молдавским гражданам. Политически же подобное развитие событий вряд ли существенным образом скажется на работе содружества: не могу сказать, что Молдавия была в авангарде интеграционных процессов.– По словам первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Дениса Мантурова, в середине года ожидается подписание соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с ОАЭ. Когда и где это может произойти?В ближайшее время планируется направить проект соглашения об экономическом партнерстве между ЕАЭС и ОАЭ на рассмотрение правительств государств-членов союза и ОАЭ. Этот документ устанавливает режим свободной торговли и требует проведения внутригосударственных процедур для его подписания. Если в процессе утверждения соглашения во всех странах не возникнет препятствий и замечаний, то его подписание может состояться на заседании Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС). Подписание этого соглашения между ЕАЭС и ОАЭ способствовало бы укреплению торговых отношений и сотрудничества между странами, открывая новые перспективы для развития экономики и увеличения объемов торговли.Экономические отношения между странами играют важную роль в современном мире. В феврале министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев поделился информацией о текущем состоянии переговоров о зонах свободной торговли с различными странами, включая Индию, Индонезию, Египет, Тунис и Монголию. Однако, насколько близко к заключению соглашений находятся эти страны и когда можно ожидать их завершения?Согласно заявлению министра, переговоры с Индонезией находятся на завершающей стадии, что свидетельствует о возможном скором достижении соглашения. Однако, с Индией и Тунисом переговоры пока не начались, несмотря на намерения и решения о начале диалога. С Нью-Дели ведутся технические консультации, а с Тунисом создается совместная исследовательская группа для определения перспектив либерализации торговли.Таким образом, хотя некоторые переговоры находятся на завершающей стадии, с другими странами процесс только начинается или находится на этапе подготовки. Важно учитывать особенности экономических интересов и политических отношений каждой страны для успешного завершения переговоров о зонах свободной торговли.В последние месяцы в Монголии наблюдается активная информационная кампания против подписания временного торгового соглашения ЕАЭС-Монголия. Это происходит не без участия определенных кругов из стран "коллективного Запада". Контакты с Египтом продолжают затягиваться, несмотря на проведение шести раундов консультаций. Союз готов к активизации работы и ожидает встречных шагов от Каира. Проект соглашения с Монголией был скорректирован после дополнительного рассмотрения в государствах-участниках. В случае успешного завершения внутригосударственных процедур в странах Союза и в Монголии, подписание временного торгового соглашения ЕАЭС-Монголия может состояться на ближайшем заседании ВЕЭС.Недавно в псевдоаналитических вбросах было поднято обсуждение о возможных последствиях временного соглашения с ограниченной номенклатурой товарных позиций для Монголии и ее зависимости от России и ЕАЭС. В контексте этого обсуждения выдвигаются катастрофические сценарии для монгольской экономики. Стоит отметить, что Запад будет активно влиять на Улан-Батор, чтобы тот отказался от сделки, инициированной монгольскими партнерами.Следует учитывать, что недавно Россия ужесточила правила пребывания на своей территории для трудовых мигрантов, включая граждан стран ЕАЭС. Это изменение законодательства может оказать дополнительное давление на Монголию и ее экономику в случае реализации обсуждаемого временного соглашения. Возможно, стоит провести более глубокий анализ влияния этих факторов на будущее сотрудничество между странами.Таким образом, важно учитывать не только политические и экономические аспекты сделки, но и социальные и геополитические последствия, которые могут возникнуть в результате данного соглашения. Критический взгляд на ситуацию позволит более гасить риски и принимать обоснованные решения в интересах всех сторон.В последние дни обсуждается важный вопрос о введении запрета на ввоз семей для трудовых мигрантов в Россию. Этот вопрос вызвал бурную реакцию со стороны стран-участниц Евразийского экономического союза. Посол Казахстана в России Даурен Абаев выразил обеспокоенность по поводу возможного нарушения прав трудящихся, предусмотренных договором о ЕАЭС.Кроме того, важно отметить, что право на трудовую деятельность без разрешений в государствах-членах ЕАЭС закреплено в самом договоре о союзе. Новые законодательные инициативы в России вызывают серьезные опасения в казахстанском обществе. Государственная Дума Российской Федерации активно обсуждает этот вопрос, привлекая внимание международного сообщества.В свете последних событий становится ясно, что вопрос о введении запрета на ввоз семей для трудовых мигрантов имеет широкие международные последствия и требует внимательного рассмотрения. Необходимо учитывать интересы всех сторон и стремиться к нахождению компромиссного решения, которое удовлетворит как правительства, так и общества стран-участниц ЕАЭС.Для разрешения сложностей, с которыми столкнулись граждане Казахстана, приезжающие в Россию на лечение или для ухода за больными родственниками, необходимо активно обсуждать изменения по срокам временного пребывания иностранцев в стране с представителями стран ЕАЭС и СНГ. Важно также рассмотреть возможность смягчения данных норм и учесть гуманитарные аспекты в принятии решений.Предложил бы в данной ситуации ориентироваться в первую очередь на работу, проводимую российскими профильными ведомствами в соответствии с поручениями руководства страны, которые продиктованы объективно назревшей необходимостью наведения порядка в миграционной сфере, совершенствования сопутствующих процедур, включая их цифровизацию, а также борьбы с незаконной миграцией. Это позволит улучшить контроль и управление миграционными процессами, обеспечивая более эффективное взаимодействие между странами и упрощение процедур для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.Для обеспечения национальной безопасности принимаются шаги, которые основаны на интересах государства. Важным аспектом является сотрудничество МИД и МВД России с партнерами из стран СНГ и ЕАЭС. Эти взаимодействия включают в себя регулярное разъяснение изменений в законодательстве, распространение методических материалов для иностранных граждан и анализ соответствия нормативных актов правовой базе региональных союзов.При подготовке каждого нормативно-правового акта учитывается не только национальная безопасность, но и интересы сотрудничества в рамках СНГ и ЕАЭС. Важно, чтобы изменения в законодательстве не противоречили установленным нормам и принципам региональных союзов. Тесное взаимодействие между государствами позволяет эффективно реагировать на сложные ситуации и обеспечивать стабильность в регионе. Поддерживая диалог и обмен информацией, страны укрепляют свои позиции в области безопасности и сотрудничества.В Российской Федерации существует законодательство, которое предусматривает возможность продления сроков временного пребывания иностранных граждан, прибывших в страну без визы для получения медицинской помощи. Этот же порядок распространяется на случаи, когда иностранные граждане находятся в России для осуществления благотворительной деятельности, доставки гуманитарной помощи или из-за тяжелой болезни или смерти близкого родственника.Однако, важно отметить, что для продления срока пребывания иностранные граждане должны предоставить соответствующие документы и обоснование необходимости оставаться в стране дольше установленного срока. Также стоит учитывать, что процедура продления может быть связана с определенными формальностями и требованиями.Благодаря этим мерам, иностранные граждане имеют возможность оставаться в России в случаях, когда это необходимо по гуманитарным или медицинским причинам, что способствует укреплению международных отношений и поддержанию гуманитарных ценностей.Источник и фото - ria.ru