Российские генетики раскрыли тайну древнего погребения на Дону

Обнаруженные азиатские гены у погребенного соответствуют широким историческим процессам эпохи. Эти результаты были представлены пресс-службой Минобрнауки.

Некрополь Ростовского городища, расположенный на территории современного города Ростова-на-Дону, стал объектом изучения исследователей ЮФУ. Они проанализировали погребение, датированное концом VI – началом VII века н. э.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что история этого погребения тесно связана с масштабными миграционными процессами того времени. Генетический анализ подтвердил, что у погребенного были азиатские корни, что отражает влияние Великого переселения народов на этот регион.

Исследования, проведенные учеными ЮФУ, указывают на то, что найденное захоронение может иметь связь с мигрантами, прибывшими с Востока. В частности, речь идет о культурной группе, относящейся к типу Суханово. Эта группа могла быть связана с тюркоязычными кочевниками утигурами, которые доминировали в регионе Подонья после их победы над кутригурами в период с середины VI века до начала VII века.

Данные, полученные в ходе раскопок, подтверждают эту гипотезу. Например, отсутствие инвентаря в захоронении, где были найдены лишь поясная гарнитура, обувные пряжки и следы деревянной миски, указывает на определенные особенности погребального обряда. Также стоит отметить наличие костяка коня, расположенного рядом с погребенным, что может свидетельствовать о значимости этого животного в культуре данной группы.

Северная ориентировка захоронения и возможное использование савана также являются важными аспектами, которые подчеркивают уникальные погребальные практики. Плотно прижатые руки и ноги погребенного могут указывать на особые ритуалы, связанные с уходом в мир иной.

Таким образом, это захоронение открывает новые горизонты для понимания миграционных процессов и культурных взаимодействий в раннесредневековой Европе. Исследования продолжаются, и, возможно, в будущем будут сделаны новые открытия, которые позволят глубже понять жизнь и обычаи этих древних народов.

Недавние исследования, проведенные учеными, выявили интересные детали о погребенном, который обладал темной кожей, глазами и волосами. Эти характеристики не только подчеркивают разнообразие человеческой внешности в прошлом, но и открывают новые горизонты для понимания культурного фона данного периода. В ходе анализа химического состава предметов, найденных в погребальном инвентаре, включая покрытия на металлических элементах поясной гарнитуры, удалось выявить уникальные культурные особенности этого человека, которые могут свидетельствовать о его происхождении и статусе.

Особое внимание привлекает геральдическая гарнитура, покрытая золотой фольгой и изготовленная из свинца. Эта находка представляет собой редкий артефакт для Ростовского городища, что делает ее особенно ценной для археологов и историков. Свинец, использованный в производстве части украшений, вероятно, был более доступным и дешевым материалом по сравнению с серебром, что может указывать на уровень социального статуса погребенного или на особенности местной экономики.

Таким образом, данные находки не только обогащают наше понимание культурных традиций и материальной культуры того времени, но и подчеркивают важность дальнейших исследований, которые могут раскрыть еще больше тайн о жизни и обычаях людей, населявших этот регион. Эти открытия могут стать ключом к пониманию более широких исторических процессов и взаимодействий между различными культурами.

Исследования археологов продолжают удивлять нас новыми открытиями, которые бросают свет на сложные социальные структуры древних обществ. В частности, недавние находки на Ростовском городище вызывают интересные вопросы о статусе погребенного. "Это может указывать на то, что данный человек не принадлежал к высшему слою общества, однако наличие золотого покрытия на некоторых элементах его украшений говорит о том, что он все же имел достаточно высокий статус," — отметил заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира ЮФУ Евгений Вдовченков. Такие находки заставляют нас пересмотреть привычные представления о социальной иерархии того времени.

Важным аспектом является то, что в середине VI – начале VII века тюрки-мигранты, включая утигуров, занимали доминирующее положение в степной зоне. Исследователи предполагают, что погребенный с Ростовского городища мог быть связан с утигурами, но эта гипотеза остается под вопросом. Ограниченное количество погребений того времени и особенности археологических источников не позволяют сделать окончательные выводы.

Таким образом, каждое новое открытие в археологии не только обогащает наши знания о прошлом, но и ставит новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Это подчеркивает важность продолжения исследований и анализа найденных артефактов, чтобы лучше понять сложные социальные структуры и культурные взаимодействия древних народов.

Скорее всего, данный погребенный не принадлежал к высшей социальной элите, однако и не был обременен нищетой. Это подтверждается тем, что традиции не допускали захоронение простого человека с лошадью, которая была одета в конское снаряжение, а также с оружием и предметами роскоши. Интересно отметить, что деформация черепа погребенного указывает на сохранение некоторых обычаев, пришедших к нам из сармато-аланского мира. Эти археологические находки подчеркивают преемственность между различными эпохами и культурами, которые существовали на территории Нижнего Дона.

Вдовченков добавил, что уже в первые века нашей эры сарматы принесли с Востока уникальную традицию обвязывания черепов младенцев, что способствовало формированию вытянутой формы черепа. Эта практика не только отражает культурные особенности того времени, но и демонстрирует, как различные народы взаимодействовали друг с другом, заимствуя и адаптируя обычаи. Таким образом, погребение, о котором идет речь, становится не просто археологической находкой, а важным свидетельством сложной культурной мозаики, существовавшей на этих землях.

В заключение, можно сказать, что изучение таких захоронений позволяет нам глубже понять, как различные традиции и обычаи переплетались на протяжении веков, создавая уникальную культурную идентичность региона. Это открывает новые горизонты для исследования истории и культуры Нижнего Дона.

В определенных социальных группах существовали уникальные погребальные практики, которые привлекали внимание исследователей. Антропологические исследования показывают, что люди, похороненные с деформированным черепом, зачастую жили дольше, чем их сверстники без таких деформаций. Это наблюдение открывает интересные аспекты культурных и медицинских традиций тех времен.

Данная практика была распространена в поселениях степной зоны, а также на меотских городищах и в Танаисе. Исследователи связывают ее с присутствием сарматов, которые, вероятно, привнесли эту традицию в регион. В эпоху Великого переселения народов кавказские аланы и сарматы значительно расширили эту практику, придавая ей особый статус и престиж. Это может объяснить, почему погребенные с деформацией черепа пользовались уважением и почетом в своем обществе.

Таким образом, традиция деформации черепа не только отражает культурные предпочтения, но и может указывать на определенные медицинские или социальные аспекты жизни этих людей. Интересно, что такие обычаи могли служить символом статуса и принадлежности к определенной группе, что подчеркивает сложность и многогранность человеческих традиций в разные исторические эпохи. В конечном итоге, изучение этих погребальных практик помогает лучше понять не только здоровье и продолжительность жизни древних людей, но и их социальные связи и культурные идентичности.

В период Великого переселения народов, ученые ЮФУ провели комплексное междисциплинарное исследование, которое позволило не только уточнить миграционные потоки в раннем Средневековье, но и получить уникальные данные о смешении культур и этнических групп. Это исследование внесло важный вклад в реконструкцию этногенетической истории Юга России, помогая более точно понять, как различные народности влияли на формирование населения региона.

По мнению авторов, одно из изученных погребений ярко отражает особенности эпохи Великого переселения народов, переходной между сарматской эпохой и ранним Средневековьем. Этот артефакт стал ключом к пониманию влияния различных культур и этнических групп на формирование общества того времени.

Исследование ученых ЮФУ не только расширило наши знания о прошлом, но и помогло пролить свет на важные аспекты этногенеза истории Юга России. Это позволит более глубоко понять механизмы формирования и развития населения региона в период Великого переселения народов.

Исследования, проведенные в рамках проекта, позволили ученым более глубоко погрузиться в историю нашего региона, охватывая период с IV века до н.э. до IV века н.э. и времена Хазарского каганата, который просуществовал с VII по X век н.э. Важную информацию о прошлом удалось извлечь благодаря комплексному исследованию погребений с изделиями в геральдическом стиле, в котором участвовали археологи, генетики и физики.

Сегодня ученые активно изучают поверхность костей, стремясь определить используемые для савана краски. Первые результаты этого исследования были опубликованы в научном журнале "Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья". Это открытие открывает новые перспективы для понимания жизни и культуры древних народов, населявших наш регион в древности.

Источник и фото - ria.ru